Сравнительный анализ детско- родительских отношений
Как в полной, так и в неполной семье возникают трудности в общении между детьми и родителями. В полной семье, где оба родителя любят своих детей, уделяют достаточно внимания: читают вместе, обсуждают прочитанное, проводят много времени на природе, занимаются спортом могут существовать проблемы. Дети замыкаются, живут в своем собственном мире, ведут себя агрессивно, не принимают родителей как таковых. В неполной семье, где, по сути, имеется недостаток одного из родителей, может творить полная идиллия. Причинами этого великолепия отношений могут служить: взаимопонимание между родителем и ребенком, равные отношения обеих сторон, достаток внимания, схожесть и разделение интересов друг друга. Родитель принимает сторону ребенка, они меняются местами, общение протекает легко и без казусов.
В семье, где родители игнорируют детей, не уделяют внимания, постоянно кричат на них, заняты только своими проблемами, дети вырастают эгоистами, агрессивными, обиженными на все и вся. Но есть и второй вариант такого сценария – дети могут уйти в себя, стать замкнутыми, трудно идти на контакт со взрослыми, детьми. Из- за этого в дальнейшем возникают проблемы а детском саду, школе, во взрослой жизни.
Родители и дети в полных и неполных семьях могут общаться по- разному: родитель может стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его; родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.