Отношения в неполной, проблемной семье
Таким образом, семья, не сумевшая дать ребенку родительской любви, заботы, душевного контакта, ощущения защищенности, устойчивости и гармоничности отношений, приводит к самой разнообразной психической и личностной патологии в будущем, которая, в свою очередь, является предпосылкой употребления психотропных веществ[2].
Отчужденность детей от родителей, их безнадзорность, неумение почувствовать радость от хорошо выполненной работы приводят к невосприимчивости мира духовных ценностей, нравственных идеалов, признанных обществом.
В семье, отягощенной алкогольной зависимостью, ребенок постоянно ощущает недостаток внимания к себе. Действительно, мать, поглощенная мыслями о пьянстве мужа, отдающая всю свою энергию на сокрытие секрета семьи, на решение финансовых проблем, на хозяйственные домашние дела, редко имеет время и силы заняться ребенком. В лучшем случае, она следит за тем, чтобы сын или дочь были сыты, одеты, учили уроки, но ей некогда вникать в их проблемы, заняться вместе с детьми чем-то интересным, пойти с ними на прогулку, поиграть, повеселиться, просто посидеть и поговорить. В худшем случае, отсутствие заботы и внимания к ребенку становится стилем воспитания. Тогда вместо поддержки и доброжелательного интереса к себе со стороны родителей дети встречают либо раздражение, гнев («Ты все делаешь не так!»), либо равнодушное, незаинтересованное отношение («Хватит, иди отсюда, ты мне надоел»). Всё это порождает у ребенка ощущение своей ненужности, он чувствует себя отвергаемым, нежеланным. У многих детей появляется навязчивый страх быть брошенным.
Страстное желание чувствовать заботу о себе, любовь родителей, оставаясь неудовлетворенным, порождает душевную ущербность ребенка. Маленькие дети часто начинают думать, что это они явились причиной всех бед в семье. Становясь старше, ребенок рассуждает примерно так: «Если бы не я, маме не пришлось бы столько работать, она не была бы такой усталой и измученной. Она вообще могла бы разойтись с отцом и жить себе сама, хорошо и спокойно, ведь сколько раз она говорила папе, что терпит все это ради семьи, чтобы у ребенка был отец». Так появляется чувство вины, неловкости за свое существование вообще. Дети могут испытывать вину как за пьянство отца, так и за двойственность своих чувств к нему — за смешанность любви и ненависти.
Пытаясь как-то найти выход из ситуации, ребенок думает: «Если бы я лучше учился, хорошо себя вел, то мама с папой меньше ругались бы между собой, тогда папа, наверно, перестал бы пить и, все было бы хорошо». Некоторые дети, действительно, начинают изо всех сил стараться заслужить похвалу родителей. Они хорошо учатся, выполняют работу по хозяйству, заботятся о себе и о младших братьях и сестрах. По сути, такой ребенок берет на себя не свойственные его возрасту функции взрослого человека. Однако, видя, что все это никак не влияет на алкоголизм отца и даже не вызывает искренней признательности со стороны матери, ребенок испытывает горькое чувство крушения надежд. На самом деле, мать очень рада, что ребенок растет хорошим, она благодарна ему, но не умеет прямо и открыто выразить свои чувства — похвалить, обнять, поцеловать, — ведь ее чувства «заморожены». Наоборот, свыкшись с тем, что в ее жизни все плохо, она начинает указывать на недостатки в работе сына или дочери. Ребенок же чувствует себя раздавленным, опустошенным и ничтожным. Дети, с которыми обращаются так, будто они «ничто», начинают и сами себя воспринимать также. Ведь ребенок относится к себе так, как относятся к нему его близкие ему люди. Укоренившееся в сознании чувство вины, хроническая неудовлетворенность психологических (а то и материальных) потребностей, ощущение заброшенности, стыд за своего отца, который ребенок переносит на себя, — все это создает условия для формирования заниженной самооценки, неприятия образа «Я».