Сравнительный анализ детско - родительских отношений в полной (неполной) семье
Приходится с сожалением отмечать, что в этот ответственный период возрождения отечественных традиций семейного воспитания в Министерстве образования и науки РФ под прикрытием реформирования образования ликвидировано Управление дошкольного образования – отлаженный государственный механизм трансляции педагогической культуры в семьи.
В силу того, что внутренний мир ребенка еще недостаточно развит, еще не обогащен опытом переживания критических ситуаций, преграды, стоящие на пути удовлетворения жизненно важных социальных потребностей, не стимулируют его активности, направленной на их преодоление. Высший результат человеческих переживаний, ведущих к саморазвитию, самоактуализации и совершенствованию личности, еще не доступен ребенку. Поэтому обычно деятельность его самосознания направляется лишь «по линии наименьшего сопротивления», что и детерминирует возникновение защитных механизмов — непроизвольных, неосознаваемых процессов, призванных избавить индивида от восприятия нежелательной психотравмирующей информации, устранить тревогу и напряженность.
Роль защитных проявлений личности прослеживается на любом уровне психической деятельности в случае невозможности удовлетворения потребности. Это обусловлено финальной направленностью любого психического акта. Филогенетической предпосылкой «финального поведения» является наличие рефлекса цели. Проявление рефлекса цели состоит в возникновении напряжения в том случае, если психический акт будет блокирован препятствием внешнего или внутреннего порядка. Каждый психический акт обладает определенным энергетическим потенциалом, т. е. энергетически обеспечен. Энергетическое обеспечение акта возрастает, если возникает затруднение при его протекании.
Наличие защитной деятельности у «Я» само по себе не может быть патологическим признаком. Если психологическая защита успевает срабатывать, болезненная симптоматика не развивается. Наоборот, невротические симптомы как раз и являются сигналом серьезного срыва в защитной системе и свидетельствуют о преобладании самых примитивных способов психологической защиты. Негативная сущность вытеснения проявляется в том, что неприемлемое для сознания содержание влечения вытесняется, вновь «заталкивается» в сферу бессознательного. Однако за ним сохраняется нереализованный энергетический потенциал, происходит накопление «несвязанной энергии», которая требует своей связи если не с объектом влечения, то, по крайней мере, с замещающим его объектом. Накопленная несвязанная энергия «бьет» по самому слабому месту, обусловливая появление клинических синдромов (вплоть до соматических дисфункций при истерическом неврозе).
Несмотря на временное эмоциональное благополучие, которое возникает благодаря «включению» психологической защиты, основное назначение защитных механизмов — подавить или переструктурировать актуальное психическое напряжение; работу по действительному разрешению противоречия они не производят. Отсюда происходит постоянное накопление конфликтности и постепенное сползание к
искажению характера, что в дальнейшем приводит человека к социальной дезадаптации либо к клинике.
Психологическая защита личности сохраняет у человека чувство, что его поведение совместимо и согласовано с собственным «Я», с личными ценностями и нравственными нормами, и что его достижения соответствуют стремлениям. Это дает эмоциональное равновесие, поддерживает самоуважение. Однако все это достигается поведением, которое объективно оценивается по отношению к внешней ситуации (т. е. с точки зрения объективного наблюдателя) как неадекватное, ослабляющее реальный контакт личности с