Детский музей как фактор формирования исторического мышления
Процессы, происходящие ныне в нашем обществе, сложны и неоднозначны.
С одной стороны, это демократизация политической и общественной жизни, освободившая музеи от давления идеологии и прямого вмешательства органов управления в музейную практику. С другой стороны, рыночная экономика, диктующая свои законы, поставила музеи перед фактом выживания. С третьей же стороны, музеи - это всегда социальный заказ самого общества, а вернее тех, кто его формирует.
Таким образом, оказавшись в суровых перипетиях сегодняшнего дня, к музею предъявляются и серьезные требования - основное из них: органичное сочетание всего многообразия национальных, социальных, духовных и культурных аспектов жизни социума.
Говоря о музеях вообще, нельзя не отметить, что на стыке 2-х столетий в связи с процессами неудержимой демократизации нашего общества все большее внимание прогрессивной общественности уделяется вопросам воспитания подрастающего поколения. «Издержки» демократии привели к тому, что зачастую в стремлении «жить красиво» наши дети теряют свое национальное «лицо», становятся приверженцами космополитизма. Нравственные и духовные ценности частью молодежи все больше ставятся под сомнение, переоцениваются. К сожалению, средства массовой информации сами того не осознавая, вносят свою не всегда благовидную лепту в дело воспитания детей и подростков.
Что же предлагается нашим детям?
Писатель Юрий Бондарев ответил на это так: «Культуру Запада сплошь загромоздили грозные символы века: преступность, мафия, рак, наркотики, террор, сексуальная революция, наконец, СПИД. Все эти «прелести» больной цивилизации постепенно импортировались к нам и «философски» встреченные плюралистами, либералами, они закрепились у нас в 80-х и 90-х годах. И произошло апокалиптическое нарастание всеобщего разврата мысли, повальное поглупение, усадочная деградация общества . Втаптывают в грязь человеческую душу, стыд, совесть, нашу великую культуру»(1). Конечно, можно с недоверием отнестись к словам уважаемого писателя-фронтовика, но на ситуацию разрушения, царящую ныне в обществе, прикрыть глаза, как говорится, невозможно . Так же, как и на ситуацию созидания, причем основу его составляет «любовь - к родному краю, родной культуре, к родной речи. Начинаясь с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе и постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре». Эти слова, принадлежащие русскому просветителю Дмитрию Лихачеву, как никогда созвучны нашему времени.
В условиях противостояния двух систем ценностей - российской и американской - приоритетным центром воспитания и образования подрастающего поколения детей и подростков призван стать, на наш взгляд, музей - своеобразный спутник в море жизненных ориентиров, способствующий социальному и интеллектуальному развитию, духовному росту и внутренней гармонии детей и подростков.
Ситуацию последнего десятилетия музейные специалисты во всем мире определяют как детский музейный бум, вызвавший к жизни такое новое для России понятие, как «детский музей». Хотя нужно оговориться, сказав, что корни этого понятия уходят в постоктябрьский период, а именно в 20-30-е годы XX cтолетия, и связан он с появлением т.н. «авторских» музеев, поскольку во главе создания и реализации идеи детского музея стояли люди талантливые и неординарные, энтузиасты своего дела. Но в силу их неординарности, с одной стороны, и преждевременности, с другой, судьба детских музеев была драматичной и они не получили своего развития в то время. Видимо, по содержанию и форме своего воплощения эти идеи казались достаточно смелыми(2).