Исследование влияния субкультуры на социальное воспитание подростков.
Из выше приведенных доводов следует, что современная социально-педагогическая практика нуждается в воспитательных технологиях, обеспечивающих свободу выбора школьника в пространстве влияния разнообразных культур, позволяющих осуществлять нравственную поддержку в ситуациях многочисленных культурных интервенций, направленных на личность со стороны как агентов субкультур, так и субъектов социального, семейного и конфессионального воспитания.
Во-вторых, необходимость помощи школьникам представителям юношеских субкультур осознается достаточно давно. Достаточно широко распространены в нашей стране различные по масштабу рок-фестивали («Прорыв», «Окна Открой!», «НАШЕствие», «Крылья» и другие), являющиеся для юношей и девушек площадками самовыражения в сфере субкультуры. В деятельности Костромского клуба старшеклассников несколько лет назад появилась такая новая форма работы, как фестиваль молодёжной культуры «Стрит-Вей», где подростки имеют возможность танцевать брейк-данс официально, «на большой сцене», кататься на роликах и рисовать граффити. В частности, работа с представителями неофициальных юношеских субкультур осуществляется в таких формах, как формирование «уличных площадок» для предъявления подростками себя как представителей субкультур в г. Одессе (опыт работы М.Б. Кордонского). В то же время, целостного осмысления отечественной практики социального воспитания старшеклассников в данном контексте не производилось, несмотря на наличие соответствующего опыта.
В-третьих, изучение субкультур — относительно новое, но активно развивающееся направление в отечественных гуманитарных науках. За последние два десятка лет по этой тематике было защищено около сорока диссертаций, наиболее многочисленными являются исследования молодежной субкультуры, раскрывающие социально-философские, эстетические, социологические, лингвокультурологические, социально-управленческие, социально-психологические аспекты данного феномена. Изучены также отдельные разновидности молодежных субкультур, взаимодействие молодежных субкультур с социальными институтами и формами общественного сознания, региональные характеристики субкультурной дифференциации молодежи.
Одним из отправных моментов теоретического обоснования социально-педагогического взаимодействия субъектов воспитания с представителями юношеских субкультур является концепция педагогики социальной работы (В.Г. Бочарова, Б.П. Битинас), где социальное воспитание трактуется как педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь.