Десятибалльная система оценки знаний, умений и навыков учащихся
Проведенная опытно-экспериментальная работа (1975 - 1995 гг.) позволила определить, что достоверная оценка итогов учебно-познавательной деятельности обучаемых и соответствующее ей оценочное суждение преподавателя невозможны при использовании фактически трехбалльной шкалы, а необходима, как минимум, либо вся пятибалльная шкала, либо более подробная, но также кратная пяти - десятибалльная шкала. В противном случае учителя вынуждены использовать суррогатную шкалу (баллы трехбалльной шкалы, дополняемые ими значками "плюс" или "минус") и оценивают одними и теми же баллами разный уровень обученности. Баллами "З", "4" и "5" оцениваются: учащиеся гимназических классов и классов для одаренных детей; учащиеся общеобразовательных классов и учащиеся классов коррекционно-развивающего обучения. Различить эти оценки, выставленные в документах об образовании, как показывает практика, просто невозможно, что является серьезным противоречием, следствием чего является недостоверность оценки обученности человека в целом, поэтому в последние годы многие учебные заведения страны стихийно перешли к использованию многобалльных шкал, но, к сожалению, часто лишенных какой-либо научной основы. Если рассмотреть научные труды, посвященные проблеме оценки знаний, умений и навыков обучаемых, начиная с учебников педагогики тех лет и кончая известным фундаментальным трудом Е.И. Перовского, посвященного проблеме устной проверки знаний учащихся (1955 год), то не трудно заметить, что все они, не обращая никакого внимания на существующие противоречия, обосновывали эту перевернутую "пятибалльную шкалу". Лишь в 1981 году Минвуз СССР выпустил инструктивное письмо, посвященное контролю учебной работы и оценке знаний студентов на экзаменах, в котором наконец-то как бы было признано, что наша шкала никакая не пятибалльная, а будто бы "четырехбалльная", что также не соответствует действительности. Рекомендованная в этом письме шкала также начинается с "отлично" и закапчивается оценкой "неудовлетворительно", а предлагаемые "критерии" очень далеки от характеристики таких основополагающих показателей, как знания, умения и навыки и фактически повторяли инструкцию 1944 года в несколько интерпретированном виде. Концепция данного эксперимента, сформированная на основании пяти показателей степени обученности учащихся, отличается тем, что в ней впервые были введены и охарактеризованы такие понятия, как "содержание балльной оценки", "девальвация балльной оценки", "уровень требований учителя" при проверке и оценке степени обученности учащихся, а также показатель "степени обученности учащихся" (СОУ), который в настоя-щее время получил широкое распространение в практике работы учебных заведений и органов управления образованием. Основой предложенной модели является то, что обученность человека характеризуется пятью последовательно возрастающими показателями: 1. Различение (распознавание) - уровень знакомства с данным процессом, объектом или явлением, что соответствует обученности до четырех процентов. 2. Запоминание - как показатель количества усвоенной информа-ции (механическое, неосознанное воспроизведение текста, правил, формулировок и т.п.), что соответствует обученности от пяти до шестнадцати процентов. 3. Понимание - как характеристика осознанно усвоенной инфомации. "Запоминание" и "понимание" вместе характеризуются термином "воспроизведение", т.е. запоминание - это неосознанное воспроизведение (магнитофон, попугай, ученик "зубрилка"), а понимание - это осознанное воспроизведение. При этом показателе обученность в пределах от семнадцати до тридцати шести процентов. 4. Элементарные умения и навыки -репродуктивный уровень применения теоретических познаний на практике (выполнение практических работ по шаблону, по образцу, по аналогии и т.п.). В этом случае обученность учащегося в пределах от тридцати семи до шестидесяти четырех процентов. 5. Перенос - творческий уровень реализации усвоенного теоретического багажа на практике (выполнение любых практических работ в пределах программных требований). При этом показателе обученность человека от шестидесяти пяти до ста процентов. ЦЕЛИ ЭКСПЕРИМЕНТА: · создание достоверной, надежной, доказательной и общепонятной системы оценки учебного труда учащихся в условиях общеобразова-тельной школы; · преодоление разноуровневого подхода при оценке обученности учащихся гимназических, обычных и коррекционно-развивающих программ обучения через более точную градацию степени усвоения ими знаний, умений и навыков; · отказ от второгодничества на основе учета и фиксирования ре-альной обученности в пределах от нуля до ста процентов. ГИПОТЕЗА исследования заключается в предположении о том, что использование десятибалльной шкалы на практике позволит: · прийти к единому уровню требований при оценке степени обученности во всех классах; · преодолеть синдром боязни отрицательных оценок, т.к. в данной шкале они просто отсутствуют; · уйти от второгодничества, как социальной и педагогической про-блемы, через достоверную оценку фактической обученности учащихся по разным учебным предметам; · создать слабым и "трудным" учащимся более комфортные условия пребывания в школе; · ликвидировать необоснованные притязания учащихся и родителей к оценке обученности их детей на основе простой и понятной им мето-дике оценивания. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ при работе С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ: · прекращение использования на практике суррогатной шкалы, оценки знаний, умений и навыков учащихся (их степени обученности - СОУ) преподавателями всех учебных предметов (суррогатная шкала -это оценки трехбалльной шкалы, дополняемые учителями значками "плюс" или "минус"); · выработка четких показателей, характеризующих степень обученности учащихся в области каждого учебного предмета при использо-вании десятибалльной шкалы; · воспитание трудолюбия и прилежания у учащихся и их положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности на основании скрупулезного, добросовестного учета всех нюансов их учебного труда. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ при работе С УЧАЩИМИСЯ: · стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся через показ перспективы их продвижения по пути познания на основе применения только положительной шкалы оценивания (отрицательные оценки при использовании данной шкалы вообще не применяются); · устранение негативного влияния отрицательных оценок, вследст-вие их отсутствия, на мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся; · формирование духа соревнования (конкурентности) у учащихся на основе показа возможности быть лучшим среди лучших, через введе-ние их ранжирования в пределах любой положительной оценки:"отлично", "хорошо" и т.д. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ при работе С РОДИТЕЛЯМИ: · предоставление родителям достоверных и доказательных объяс-нений степени успешности усвоения их детьми учебных программ по отдельным учебным предметам; · обеспечение единых требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся в данном учебном заведении и доведение их до родителей; · выдача документов об образовании в соответствии с государст-венным образовательным стандартом. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА: · повышение достоверности и надежности процедуры определения фактической степени обученности учащихся; · повышение качества образования, в целом, на основе более точно-го определения достигнутых результатов, что позволит более успешно продвигаться вперед по пути познания; · уход от фальши и лицемерия при оценке труда учителя руководи-телями школ и работниками органов управления образованием; · преодоление негативных воздействий отрицательных оценок гру-бой трехбалльной (формально пятибалльной) шкалы на сознание уча-щихся и их родителей; · устранение разных требований к учащимся в разных учебных заве-дениях на основе перехода к единому научно обоснованному уровню. ОЖИДАЕМЫЙ ПСИХО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ. Введение полной десятибалльной шкалы оценки степени обученности учащихся позволит: · создать благоприятный психологический климат в структуре взаимодействия учитель - ученик; · устранить имеющееся негативное влияние отрицательных оценок на психику и здоровье учеников (все оценки десятибалльной шкалы по-ложительные, так как они оценивают только прирост знаний, умений и навыков у учащихся); · выработать у учащихся и их родителей уровень притязаний адек-ватный степени обученности ребенка на данный период; · ликвидировать конфликты между учителями и родителями по по-воду объективности оценки знаний, умений и навыков их детей; · снять стрессовые ожидания перед "плохой" оценкой, так как в десятибалльной шкале "плохих" оценок вообще нет. ЗНАЧЕНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ практически переоценить невозможно, ибо повышение достоверности и надежности измерителя, на основе перехода от грубой шкалы к более точной, позволяет данной системе функционировать более оптимально, т.е. с наименьшими затратами сил, средств, времени и энергии. Использование десятибалльной шкалы на практике решает главную проблему педагогической системы - объективность диагностики и оценки эффективности ее функционирования и оценки качества образования в его подлинном, а не формально показушном виде. Предлагаемая структура и содержание десятибалльной шкалы оценки степени обученности учащихся (степени сформированности у них знаний, умений и навыков), в качестве базовой модели разработки таких шкал по конкретным учебным предметам.
|