Гуманизация, как ведущая идея развития современной науки
По официальным данным, на 1 января 2005 г. в российских школах обучалось 19,8 миллионов детей, в том числе в городских — 13,8, сельских — 6,0 миллионов. Из них 8,0 миллионов не вписываются в обычный учебный процесс. Кроме того, более миллиона детей младшего и старшего школьного возраста нигде не учатся и относятся к категории беспризорных, потому что в большинстве случаев их родители к обучению отнеслись безучастно, а школа для ребенка не стала домом знаний о себе и жизни, местом, где радостно, спокойно.
За последние 20 лет в 10 раз возросло число умственно отсталых детей. Появился новый термин — «дети-децелераты», т. е. те, у кого налицо задержка в физическом и интеллектуальном развитии. Более 300 тысяч детей — беженцы в возрасте до 16 лет.
Почти половина детей (49 %) практически никогда не посещают концерты, выставки, спортивные соревнования, учреждения дополнительного образования. Отсюда — вал антисоциальных поступков. По данным МВД России, 70 % состава преступных групп составляют несовершеннолетние[1].
Стремление детей войти в неформальные объединения может объясняться и негативным отношением к ним учителей. Почти четверть педагогов относится к ученикам безразлично, вдвое больше — резко негативно, 19 % признают те объединения, которые действуют на базе внешкольных учреждений, и лишь 5 % считают для себя необходимым понять, чем живут «неформалы».
Чтобы повлиять на ситуацию школа, как важнейшим социальный институт, должна стать тем ядром, вокруг которого будут сплачиваться духовные силы общества.
Учителя несут ответственность за детей, поэтому они должны контролировать: предмет изучения, стиль общения с учащимися, образовательную среду (обстановку в классе), педагогическую технологию, самих себя.
И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и самое главное — приносят радость.
Гуманизм, гуманизация может стать той базой, на которой построится современное образование. Россия более, чем любая другая страна, была одержима идеей целостной гуманной личности (Н.А. Бердяев, С. Булгаков, К.Д. Кавелин, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев, Н.А. Лосский, Н.К. Михайловский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, П.Я. Чаадаев, Э.В. Ильенков, и др.).
Философско-гуманистические нравственные идеи, учения русских мыслителей — это значимый и своеобразный культурный контекст, это та база, на которой выросла российская теория личности.
И современные ученые уделяют этой проблеме много внимания, например Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский, Л.С. Выготский и др.
Цель данной работы – рассмотреть реализацию принципов гуманизации в педагогике
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1. Выявить тенденции гуманизации в современной науке;
2. Рассмотреть современные гуманистические педагогические технологии;
3. Выявить закономерности гуманизации в педагогике
- Гуманизация, как ведущая идея развития современной науки
- Современные педагогические технологии
- Закономерности гуманизации образования
- Заключение