Профилактическая и коррекционная работа учителя на уроке
Так, игру «Словесный волейбол» можно применять на уроках иностранного или русского языка. Суть игры заключается в том, что учитель (или ведущий), кидая мяч, называет слово, например существительное «облако». Тот, кто ловит мяч, добавляет подходящий по смыслу глагол, например «плывет». Учащийся, неверно подобравший слово, в результате чего получилась бессмыслица, выбывает из игры. Таким образом, к концу игры доходят только самые знающие и сообразительные.
Известно, что в процессе учебной деятельности система зрительного анализатора испытывает сильную нагрузку, что приводит к общей утомляемости учащихся. Одним из эффективных способов профилактики утомлений школьников является использование на уроке опорных зрительно-двигательных траекторий,
предложенных профессором В.Ф. Базарным и его коллегами. Метод заключается в перемещении взгляда учеников по траекториям, изображенным на одной из стен классного кабинета. При этом, чтобы схема была яркой и видимой из любой точки класса, траектории должны быть разного цвета. Упражнение выполняется по команде учителя коллективно и только стоя. Стрелки траектории указывают, куда должны двигаться глаза учащегося в процессе выполнения физкультминуток: вверх – вниз, влево – вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмерке». Повторить каждое из этих упражнений нужно 10–15 раз по порядку с №1 по №5 (см. рис. 1).
Рис. 1. Схема траекторий и направления взгляда учащихся
Для снятия зрительного утомления в арсенале учителя должно находиться множество специальных упражнений и игр. Достаточно проста и эффективна физкультура для глаз,
предложенная профессором Э.С. Аветисовым:
• крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд, затем открыть их (повторить упражнение 6–8 раз);
• быстро моргать в течение 15 секунд (повторить 3–4 раза);
• закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями указательного пальца в течение одной минуты;
• выполнять круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении.
Своеобразной гимнастикой для глаз являются игры «Пчела» и Дирижер». Игра «Пчела» заключается в том, что нужно представить перед собой медленно летящую кругами пчелу, сфокусировать на пей свой взгляд и выполнять таким образом круговые движения глазами. По команде учителя «пчела садится учащимся на переносицу». Школьники не должны упускать ее из виду.
В игре «Дирижер» ученики представляют себя знаменитыми дирижерами. Они встают, берут в руку «дирижерскую палочку» (карандаш, ручку) и в такт звукам музыки начинают дирижировать. При этом они не отрывают глаз от кончика палочки, т.е. сопровождают глазами все ее движения в течение музыкального фрагмента. Движения палочки должны быть плавными, чтобы взгляд не соскальзывал с выбранной точки фиксации.
В процессе обучения наиболее сильная нагрузка приходится па нервно-психическую сферу учащихся. Поэтому профилактика педагогическими средствами переутомлений, невротических реакций, а в ряде случаев и коррекция неблагоприятных психосоматических состояний детей на уроке являются приоритетными задачами в здоровьесберегающей работе учителя. С этой целью многие педагоги, особенно в начальной школе, с успехом применяют психогимнастику, физкультминутки, дыхательные упражнения.
Так, психотерапевт Е. Мазо рекомендует при возбуждении, повышенной раздражительности, вспыльчивости детей выполнять комплекс успокаивающих дыхательных упражнений, когда выдох значительно превосходит по длительности вдох. Гимнастика проводится по следующей схеме:
где в числителе – продолжительность вдоха в секунду; в знаменателе – продолжительность выдоха в секунду; в середине – длительность паузы между вдохом и выдохом. Пауза обязательна.
При нервно-психическом перенапряжении и переутомлении хорошие результаты дает тонизирующий вариант дыхательных упражнений.
Упражнение 1:
• вдох (спокойный, полный, глубокий);
• выдох (интенсивный, резкий, энергичный).
Упражнение 2:
сидя или стоя, набрать полные легкие воздуха.
Задержать на момент дыхание, сложить губы трубочкой (как при свисте) и с силой вытолкнуть через нее часть воздуха. Снова задержать дыхание и затем выдохнуть очередную порцию воздуха.
Перед тем как приступить к упражнениям, учащиеся должны расслабить пояса и расстегнуть верхнюю пуговицу на рубашке. Не следует забывать и о свежем воздухе в классе, поэтому во время выполнения упражнений окна нужно открыть. Учитель должен уделять особое внимание самочувствию школьников и индивидуально подходить к каждому из них.