Изучение минеральных удобрений в школе
Нормы внесения минеральных, или заводских, удобрений под сельскохозяйственные культуры выражаются в килограммах действующего вещества (д. в.) или в центнерах тука на 1 га (ц/га). Нередко при постановке полевых опытов учителя нечетко указывают нормы внесения удобрений. Например, говорят о внесении 4,0 ц/га фосфорных удобрений, но не называют конкретно каких. Если указанная норма вносится в виде простого суперфосфата, который содержит 19% фосфора, то будет внесено 76 кг/га д. в., если двойного суперфосфата (42%)—то 168 и если фосфоритной муки (23%)—то 92 кг/га д.в.
Как уже отмечалось, чаще всего норма внесения удобрений выражается в кг/га д. в. Вносят же удобрения в виде конкретных туков. Поэтому надо уметь норму внесения удобрений, выраженную в кг/га д. в., переводить в ц/га тука. Например нужно внести Nso, имеется мочевина с содержанием азота 42%. Соответственно мочевины следует внести (60: 42) 1,4 ц/га s.
На пришкольном участке и при проведении мелкоделяночных опытов с удобрениями приходится определять количество удобрений, вносимых на небольшие площади, исходя из установленных норм. Например, определили, что следует внести карбамида 1,4. ц/га. Требуется найти, сколько нужно внести его (в г) На делянку в 20 м2. Расчет проводят так. Вначале 1,4 ц переводят в граммы, затем определяют, сколько граммов удобрения приходится на 1 м2 в соответственно 20 м2
если установили внести 1,4 ц/га карбамида, то это будет соответствовать 1,4 кг на ТОО м2 (1,4 ц/га =140 кг/га ==1,4 кг/100 М2). Это закономерно для любой нормы. Абсолютная величина, выражающая норму внесения удобрения, остается без изменения, а изменяется только масштаб измерений— вместо ц/га становится кг/100 м2 (3,5 ц/га» =3,5 кг/100 и!, 5,0 ц/га=5,0 кг/100 м2 и т. д.).
Для проверки выполнения заданий учащихся рекомендуем вести запись расчета по такой форме. Например, на делянку полевого севооборота пришкольного участка намечено внести NeB, Размер делянки 50 м2. Имеются удобрения: карбамид с содержанием азота 42%, суперфосфат простой (д. в. 19%), хлористый калий (д. в. 56%). Требуется определить, .сколько граммов каждого удобрения надо внести на делянку.
Как видно, расчет очень прост. Учитель или ученик, рассуждая логически, проводят запись в тетради или на классной доске по определению количества удобрений на любую заданную площадь мелкоделяночного опыта. В этом мы убедились на своем длительном опыте работы со школьниками.