Процессы обслуживания читателей в школьных библиотеках
-сбор отзывов о выставки, анкетирование;
-закрытие выставки, возврат документов на хранение или для выдачи читателям;
-анализ эффективности выставки.
Представленный подход к технологии библиотечного обслуживания позволяет строить алгоритмы выполнения каждой библиотечной услуги по принципу набора элементов, составляющих весь технологический цикл. Стандартизация отдельных процедур и операций существенно ускоряет
процесс библиотечного обслуживания. При автоматизации процесса обслуживания, при реализации изложенного выше подхода целесообразно создавать банки данных, например « Пользователи библиотеки», которые бы аккумулировали сведения об отдельных читателях, читательских группах, сформулированных по различным признакам, об учащихся школы и учителях, еще не обращавшихся в библиотеку. В базе можно отражать информационные потребности, интересы читателей, делать пометки о динамике их читательского развития и приобретении библиотечно-библиографических знаний.
База данных « Библиотечные услуги» могла бы носить справочный характер, содержать аннотированный перечень всех видов услуг, алгоритмы выполнения каждой услуги, подсобные материалы, которые уже использовались или могут использоваться при выполнении той или иной услуги. Кроме того, в школьной библиотеке возможно ведение интегрированного банка данных, охватывающего многие процессы.
Большинство школьных библиотек в настоящее время не компьютеризованно, и учет технологических процессов производится вручную, используя учетно-технологические документы. К числу таких документов относятся листки читательских требований, читательские и книжные формуляры, картотеки регистрации читателей, тетрадь учета выполненных справок, тетрадь учета отказов и т. д. Поскольку трудоемкость ручной фиксации каждого элемента технологического процесса обслуживания очень велика, то школьные библиотеки по согласованию и в соответствии с рекомендациями методических служб(различного уровня- от районной до региональной) выбирают набор учетно-технологических документов, наиболее адекватно отражающих их деятельность, особенности организации обслуживания читателей.
В настоящее время библиотеки всех типов, в том числе и школьные, ощущают необходимость активизировать свою деятельность по разработки массовых и групповых мероприятий, соответствующих информационным потребностям и интересам читателей. Кроме того, инновационные процессы, происходящие в системе школьного образования, требуют разработки новых видов информационной продукции, адресованной учителям. Все эти обстоятельства стимулируют творческую активность школьных библиотекарей, и их лучшие разработки становятся достоянием не какой-либо одной школы, а всего профессионального сообщества.