Определение уровня сформированности технических навыков и умений на занятиях лепкой детей подготовительной группы
Целью констатирующего этапа эксперимента стало определение уровня сформированности технических навыков и умений в декоративной лепки.
Эксперимент проходил в спокойной, естественной и доверительной для детей обстановке. Детям было предложено выполнить задание, которое проходило в два этапа.
ЗАДАНИЕ
«Вылепи и распиши глиняную игрушку»
Цель: определить уровень умения лепить, уровень расписывать глиняную игрушку в соответствии с особенностями народного промысла, уровень самостоятельности выполнения задания.
Оборудование: глина, стеки, досочки, вода в розетке, салфетки, гуашь, кисти № 3, печатки-тычки.
Ход задания:
1 этап.
Экспериментатор предложил детям вылепить из глины две глиняные поделки: дымковскую и филимоновскую игрушки.
2 этап.
Экспериментатор предложил детям расписать вылепленные из глины игрушки в соответствии с характерными особенностями промысла.
Критерии сформированности технических навыков и умений в декоративной лепке.
Ø Умение лепить предметы разной формы (птиц, животных, людей) по типу предложенных народных игрушек, используя усвоенные ранее приемы и способы;
Ø Умение расписывать игрушку в соответствии с особенностями народного промысла;
Ø Самостоятельность выполнения задания.
Каждое задание оценивалось по трехбалльной системе: 1-й (по месту за критерием) – 3 балла, 2-й-2 балл, 3-й-1 балл, что соответствует высокому, среднему, низкому уровням .
Критерий «Умение лепить предметы разной формы (птиц, животных, людей) по типу предложенных народных игрушек, используя усвоенные ранее приемы и способы»:
Ø ребенок правильно передал форму дымковской и филимоновской игрушек. Учел характерные особенности народного промысла. При лепке филимоновской игрушки пользовался пластическим способом, а при лепке дымковской игрушки- конструктивным способом, в лепке использовал стеку- 3 балла;
Ø ребенок в основном правильно передал форму дымковской и филимоновской игрушек. Учел характерные особенности народного промысла. При лепке игрушек использовал различные способы лепки. Пользовался стекой- 2 балла;
Ø ребенок затруднялся в передаче формы дымковской и филимоновской игрушек. Не всегда учитывал характерные особенности народного промысла. Стекой не пользовался – 1 балл.
Критерий «Умение расписывать игрушку в соответствии с особенностями народного промысла»:
Ø ребенок расписал игрушки в соответствии с характерными особенностями народной росписи: цвет, декоративные элементы, узор и т.д. При росписи использовал печатку-тычок – 3 балла;
Ø при росписи игрушек ребенок допустил незначительные ошибки в передаче особенностей народной росписи. При росписи изделий использовал печатку-тычок – 2 балла;
Ø при росписи игрушек ребенок допускает значительные ошибки в передаче народной росписи. При росписи не использовал печатку-тычок – 1 балл.
Критерий «самостоятельность выполнения задания»:
Ø ребенок самостоятельно лепил и расписывал игрушки-3 балла;